Культура

Любовь к керамике объединила Китай и Нидерланды

Программа «Перекресток культур» посвящает очередной выпуск керамике, оказавшейся важным связующим звеном между Китаем и Европой еще в 16 веке. Огромный интерес европейцев к фарфору из Поднебесной стимулировал собственное производство, олицетворением которого стал легендарный синий фаянс из Делфта.

Фаянс vs фарфор

Когда в 16 веке китайский фарфор прибыл в Европу, он произвел настоящий фурор. Гончары региона Цзиндэчжэнь на востоке Китая поставляли не виданные в других частях света изделия — тончайшие, расписанные в технике «цинхуа» сине-белые вазы, чаши, блюда.

Они быстро вошли в моду в европейских домах, и такая конкуренция дала толчок росту в Европе собственного гончарного дела, его центром стал город Делфт в Нидерландах.

Делфтский фаянс был получен в результате попыток воспроизвести китайские изделия, но местным мастерам не удалось найти глины, подходящей для полупрозрачного фарфора. В результате экспериментов голландцы смогли изготовить покрытую белой глазурью керамику. Она походила на модный фарфор из Цзиндэчжэня, который на протяжении столетий остается национальным и международным лидером в этой области.

Дорога в 72 шага

Тамошние мастера рассказывают, что процесс изготовления удивительно красивых ваз и чашек состоит из 72 этапов — от формирования контуров изделия на гончарном круге к обточке, глазурованию, росписи и обжигу.

Подготовка к глазурованию фарфора.Euronews

Визитная карточка китайского фарфора — элегантная подглазурная роспись. В дизайне использованы некоторые традиционные техники письма тушью и водными красками. Все узоры  имеют символическое значение, обычно связанное с идеей благословения.

«Чтобы творить, нужно выйти из дома и оценить красоту жизни», — убеждена Чэнь Юй, мастер по росписи цзиндэчжэньского фарфора. — Без такой подпитки ничего не получится. Кроме того, художественное самовыражение — вещь сугубо личная, это проявление вкусов человека и его понимания жизни».

Юбка «Гордой Мэри»

Сюжеты, вот уже почти 400 лет украшающие  фаянс в Делфте — иные, среди самых популярных мотивов — мельницы, лодки, городские пейзажи. В свое время в Делфте было около тридцати гончарных фабрик. 

Сегодня осталась одна — Royal Delft. Ее, пожалуй, самым узнаваемым произведением являются фигурки «Гордой Мэри», посвящённые Марии Стюарт II. Основной декор приходится на юбку Мэри: как и столетия назад, роспись кобальтовой краской идет вручную. На фабрику художники по фаянсу попадают, пройдя не менее 10 лет обучения и повышения квалификации.

Наш корреспондент в Делфте в компании «Гордой Мэри».Euronews

Примечательно, что изделия изначально расписывают черным цветом. Затем их покрывают глазурью и обжигают, вызывая волшебное превращение — химическую реакцию, в результате которой чёрный становится легендарным делфтским синим. Сегодня подлинная «делфтскаю синь» стоит чрезвычайно дорого, каждый экземпляр здесь уникален и защищен.

Секрет китайской печи

Высокая стоимость китайского фарфора также отражает чрезвычайную сложность его производства —  исключительно ручного. Кульминацией является обжиг в печи, от него зависит, удалась ли работа всей команды занятых в изготовлении фарфора мастеров.

Ваза прямо из печи.Euronews

Обжиг занимает несколько дней, в зависимости от размера и формы изделия его помещают либо в более прохладный отсек печи, либо, напротив, в самую жаркую точку. Чтобы добиться знаменитого глянцевого вида чашек и ваз в печь кладут сосновые дрова. При температуре 1300 градусов сосна выделяет масло, которое, соединяясь с глазурью,  дает желаемый блеск.

Источник

Нажмите, чтобы оценить статью!
[Итого: 0 Среднее значение: 0]
Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Add your own review

Rating

Кнопка «Наверх»