Культура

Низкие голоса оперы: они рождают драму

Они — злодеи, короли, отцы, и они же — самые низкие мужские голоса в опере. Баритон, бас-баритон и бас — мы узнаем о качествах, требуемых для воплощения этих сложных образов, от легенд современной оперы.

Частый, но необычный

Баритон — самый распространенный мужской голос, но он далеко не обыденный. Теплый, универсальный, самый низкий из возможных, он обычно присущ сложным и многогранным характерам в операх. Композиторы привлекают этот вокальный диапазон, чтобы придать спектаклю драматическое измерение. Людовик Тезье — один из известнейших в мире баритонов.

«Баритон — это персонаж, который в романтической опере нередко олицетворяет или переживает зло, катастрофу, трагедию. Если это происходит не с ним, то он каким-то образом индуцирует эти события, делает так, чтобы исход был плохим, — рассказывает он. — В общем, это довольно мрачные, довольно трагические персонажи, их очень интересно воплощать на сцене».

Дорогу баритонам в опере открыл Джузеппе Верди, влюбленный в этот тип голоса. Он максимально расширил потенциал баритоновых партий в операх «Макбет», «Симон Бокканегра», «Риголетто» или «Фальстаф». «В баритонах искали пару тенору, который иногда был злобным двойником, — напоминает Жюль Кавалье, главный редактор журнала L’Avant-Scène Opéra. – На сцене это — гордые герои, которые хотят защитить свою честь и противостоят тенорам».

Людовик Тезье во время мастер-классов в Академии Парижской оперы учит студентов идеальной дикции. «Я много внимания уделяю тексту, дикции и смыслу, в этом, собственно, и заключается работа баритона, —  подтверждает он. — Когда ты великий сопрано, великий тенор, порой приходится немного изменять гласные, чтобы вытянуть тот головокружительный диапазон.  У баритона есть другие ресурсы, другие качества, и не последнее — умение четко пропеть текст».

Мощные люди

Бас-баритон — это внушительный голос, сочетающий черты баритона и баса.  Они, как правило, имеют определенный тип телосложения, помогающий поддерживать столь мощный диапазон. «Бас-баритоны — часто очень высокие люди, с мощным торсом, плечами, сильным корпусом. У них большая голова и мощная шея, скрывающие большие голосовые связки, которые дают огромную силу звучания, а также, благодаря своей длине, позволяют достигать экстремального диапазона, — рассказывает Гэри Ковард, преподаватель в Королевском оперном театре в Лондоне.

Мощные люди с многогранным сценическим характером: в «Тоске» Пуччини главная героиня является объектом желания вероломного барона Скарпиа, главы полиции. Его партию поет бас-баритон. «Это баритон с очень темным окрасом, которому отводится роль злодея, — комментирует Жюль Кавалье, — Скарпиа — архетипический бас-баритон. В нем есть эта тьма. Он развратен, он олицетворяет зло».

Мощный голос и мощное сложение. Брин Терфель.Euronews

Скарпиа — одна из самых важных ролей для звезды валлийской оперы Брина Терфеля. «Есть роли, которых с нетерпением ждешь, — рассказывает он. — Когда мне предстоит «Тоска», я так волнуюсь. С этой оперой вас уносит волна невероятных эмоций. Это очень сложная в вокальном плане работа. Нужна физическая подготовка. Я, пожалуй, не похож на человека, пробегающего 10 миль в день, но я много плаваю. Это полезно для голосового ресурса, я знаю, что смогу спеть длинную фразу на одном дыхании».

Фурланетто: привилегия баса

Бас является самым глубоким диапазоном голоса и встречается редко. За свою почти пятидесятилетнюю карьеру итальянский бас Ферруччо Фурланетто создал множество сложных характеров.  «Бас — исключительный голос, ведь все басовые партии — это не только вокал, еще вы должны быть настоящим интерпретатором. Вам достаются короли, первосвященники, дьяволы», — рассказывает он. — Вы действительно вживаетесь в персонажа и страдаете, когда страдает он. Все должно идти от сердца, по-честному».

«Мы склонны ассоциировать глубокие голоса со зрелостью», — добавляет Ковард. — Эти глубокие, грохочущие тона в катакомбах звука очень успокаивают. Если вы слушаете бас в оперном театре, звук будто обволакивает и ласкает».

«Низкие голоса напоминают бархат, хорошее бордосское вино, очень насыщенное», — считает Кавалье. — Голоса виртуозов, теноров и сопрано — как звезды на ночном небосклоне. Но они не могут сиять, если за ними нет глубокого синего неба. Волшебство происходит на стыке двух явлений».

Источник

Нажмите, чтобы оценить статью!
[Итого: 0 Среднее значение: 0]
Показать больше

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Add your own review

Rating

Кнопка «Наверх»